Разработчик Киембаева Г.А. заместитель директора по ИКТ Цели и задачи программы Цели программы: • повышение качества образования через активное внедрение информационных технологий; • создание единого информационного пространства школы. Для достижения цели, определенной программой, будут решаться следующие задачи: • использование информационных технологий для непрерывного профессионального образования педагогов; • активизация школьников в ходе учебного процесса; • обеспечение условий для формирования информационной культуры обучающихся; • создание условий для взаимодействия семьи и школы через единое информационное пространство
Сроки реализации программы 2009- 2013 гг. Зависят от конкретных условий: финансирования, технического обеспечения, наличия кадров
Основные направления деятельности по реализации программы информатизации школы 1. Направления деятельности администрации школы. 2. Направления деятельности педагогов. 3. Направления деятельности школьников. 4. Направления деятельности родителей. 5. Направления деятельности по созданию единого информационного пространства школы
Механизм реализации программы Программа реализуется через: • работу методических объединений учителей-предметников и систему методической работы, непрерывное самообразование педагогов; • через работу творческих групп учителей и обучающихся по созданию базы данных и ее пополнению; • взаимодействие всех участников образовательного процесса, которое обеспечивает сайт школы
Пояснительная записка
Для реализации приоритетных направлений развития российского образования с применением новых информационных технологий и использованием Интернет-ресурсов для формирования информационной компетентности учащихся необходимы следующие условия: - создание оптимальных условий для овладения учителями информационными технологиями; - внедрение в образовательный процесс информационных технологий; -реализация проблемного обучения через метод проектов с применением компьютерных технологий; - создание единого информационного пространства школы; - использование компьютерного мониторинга для анализа и своевременной корректировки деятельности педагогического коллектива; - регулярность использования информационных ресурсов и технологий для подготовки учителей к урокам; - оптимизация взаимодействия школы с информационным пространством города, региона, страны, мира. Программа информатизации школы рассчитана на три года и включает в себя пять основных разделов: -создание единого информационного пространства школы; -автоматизация организационно-распорядительной деятельности школы; -использование информационных технологий для непрерывного профессионального образования педагогов и оптимизации учебного процесса; -обеспечение условий для формирования информационной культуры обучающихся; -создание условий взаимодействия семьи и школы через единое информационное пространство школы. Программа направлена на освоение участниками образовательного процесса информационных технологий и использование их в практической деятельности с целью повышения качества образования. Реализация данной программы позволит эффективно организовать учебный процесс, опираясь на последние достижения науки, анализировать результаты деятельности всего ученического коллектива и каждого ее участника в процессе обучения. Программа включает организацию деятельности, направленную на теоретическую и практическую подготовку учителей на всех этапах освоения и внедрения информационных технологий. Программа предусматривает на всех этапах ее реализации: - компьютерный мониторинг обученности школьников; -создание банка разработок, посвященных использованию новых информационных технологий в образовательном процессе; - компьютерное тестирование школьников; -использование мультимедийной техники на различных шк. мероприятиях; - создание компьютерных картотек образовательных программ; - широкое использование образовательных программ; - широкое использование образовательных Интернет – ресурсов; -использование информационных технологий в работе с одаренными детьми. Аналитическая справка по результатам реализации программы информатизации учебно-воспитательного процесса (2003-2006 г.г.)
Анализ работы школы по реализации программы информатизации учебно-воспитательного процесса, принятой в 2005 году, показал, что данная программа выполнена. Была обеспечена работа постоянно действующего семинара по информатизации, что позволило большинству педагогов школы овладеть навыками работы на компьютере на уровне пользователя. Учителя школы посещали курсы по программе 1п1е1 «Обучение для будущего» на базе школы и РЦДО. В результате часть педагогов стали систематически использовать информационные технологии в своей практической деятельности. С целью повышения эффективности методической работы, полной реализации запросов педагогов в школе планируется начать деятельность по созданию единого информационного пространства. Через Интернет учителя школы имеют возможность познакомиться с новыми педагогическими технологиями, материалами Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Псковского областного института повышения квалификации, условиями всероссийских конкурсов и олимпиад. Идет целенаправленная работа по систематизации, обновлению и пополнению информационных ресурсов образовательного процесса, расширению использования мультимедийного сопровождения. Начата работа по внедрению программ 1С:Хронограф.Школа 2.5; Хронограф Мастер 3.0. Создаются: база данных по педагогическим кадрам (секретарь); база данных по учащимся (классные руководители); база данных о выпускниках школы (региональная база данных выпускников в рамках сдачи экзаменов в форме ЕГЭ, замдиректора по информатизации). Учителя школы успешно овладели и используют в практике технологию проектной методики (Intel «Обучение для будущего»). Создают предметные информационные презентации (математика, информатика, биология, русский язык, литература, МХК). Используют обучающие программы и диски, электронное сопровождение конкурсов, семинаров, НПК (школьных, городских, областных), презентации по административной работе (педсоветы, совещания), учебные проекты. Заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе с помощью компьютерных технологий осуществляется изучение: нормативных документов управления образования, направленных на совершенствование учебно-воспитательного процесса; результативности работы учителя; актуального педагогического опыта работы педагогов из других школ города, области и других регионов России. Однако цель программы — создание и развитие единой образовательной информационной среды, обеспечивающей повышение качества образования через активное использование информационных технологий — продолжает быть актуальной для школы. Несмотря на значительные достижения в области использования в образовательном процессе информационных технологий, остается ряд проблем: - недостаточно активная работа администрации школы с информационными базами; - эпизодическое применение информационных технологий рядом учителей; - отсутствие осознания родителями необходимости приобщения к информационному полю школы; - трудности, возникающие у школьников при использовании информационных ресурсов. На решение этих проблем направлена деятельность по реализации программы информатизации Направления деятельности администрации школы по реализации программы 1. Автоматизация организационно – распорядительной деятельности. 2. Ведение компьютерного мониторинга обученности. 3. Введение электронного документооборота. 4. Проведение семинаров - практикумов по внедрению информационных технологий в образовательный процесс. 5. Компьютеризация школьной библиотеки. 6. Создание электронной базы данных о педагогических кадрах школы. 7. Создание электронной базы данных об учащихся школы. 8. Создание и поддержание сайта школы, веб - страниц отдельных школьных проектов. 9. Размещение на сайте школы локальных документов образовательного учреждения. Направления деятельности педагогов по реализации программы Осознание интернет-технологии как части общей информационной культуры учителя. Использование информационных ресурсов сети Интернет при организации познавательной деятельности школьников на уроке. Использование Интернет-ресурсов в циклах гуманитарных и естественно-математических предметов, а также в курсе информатики. Дистанционное образование, повышение квалификации. Внедрение информационных технологий и ресурсов сети Интернет в отдельные этапы традиционного урока в 5-9-х классах и профильной школе. Проведение интегрированных Интернет-уроков. Проведение уроков на основе готовых программных продуктов. Разработка собственного программного обеспечения, формирование и использование медиатек. Создание банка данных о развитии школьников с помощью электронных приложений к УМК «Школа 2000» и «Школа 2100». Направления деятельности школьников по реализации программы Использование информационных ресурсов сети Интернет в ходе самообразования. Дистанционное обучение. Использование компьютерных технологий для подготовки к уроку. Применение компьютера в кружковой и факультативной деятельности. Тренировки в тестировании по программе ЕГЭ. Обсуждение актуальных проблем на интернет-форуме школьного сайта. Направления деятельности родителей по реализации программы Посещение курсов компьютерной грамотности. Получение информации о расписании учебных занятий, о проводимых школьных мероприятиях и их результатах через сайт школы. Интернет-общение с руководством школы и учителями на форуме сайта. Интернет-знакомство с нормативно-правовым обеспечением образовательного процесса. Направления деятельности по созданию единого информационного пространства школы Единое информационное пространство школы — это система, которая связывает всех участников образовательного процесса: администрацию школы, учителей, обучающихся и их родителей. Формирование единого информационного пространства разделено на этапы (Приложение). Функционирование единого информационного пространства сводится к созданию общей информационной базы данных, объединяющей информационные потоки, которые функционируют в школе, и организации постоянного доступа к ней всех участников образовательного процесса. Создание локальной сети, позволяющей объединить и систематизировать внутришкольные информационные ресурсы, обеспечить беспрепятственный доступ в Интернет для любого пользователя со своего рабочего места. Открытие доступа всем заинтересованным лицам к сайту школы, который предоставляет следующие возможности: - интерактивное общение участников образовательного процесса на форуме сайта; - размещение информации для всеобщего просмотра; - размещение служебной информации; - размещение информационных полей участников образовательного процесса.
Прогнозируемые результаты программы
Эффективность реализации программы информатизации школы оценивается по следующим критериям: • создание единого информационного пространства. Показатели: - повышение эффективности образовательного процесса; - автоматизация организационно-распорядительной деятельности школы; • повышение уровня информационной культуры как составляющей профессионального мастерства учителя. Показатели: - создание условий для творческого роста всех участников образовательного процесса с помощью использования информационных технологий; - повышение качества образования; - повышение квалификационных категорий учителей; - распространение и обобщение опыта учителей через участие в научно-методических и научно-практических семинарах, конференциях, публикациях, в том числе в Интернет-форумах; - создание оптимальных условий для взаимодействия семьи и школы через единое информационное пространство образовательного учреждения; - эффективность использования сайта; • повышение информационной культуры обучающихся Показатели: - использование компьютерной технологии в самостоятельной работе; - участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях с использованием Интернет-технологий и Интернет-ресурсов.